Анализ конкурентов в социальных сетях: все что нужно знать

Конкурентов нужно знать в лицо — во-первых, чтобы понимать, как двигаться самим, как отстраиваться от них, какие предложения кроме вашего видит ваш потребитель.

Как найти конкурентов

Невероятно, но для анализа конкурентов необходимо понять, кто ваши конкуренты. Если по каким-то причинам вы не выяснили это при запуске продукта, или работаете с заказчиком, не очень ответственно заполнившим бриф, первым шагом определите конкурентов.

Конкуренты бывают прямые и косвенные. Прямые предлагают товар или услугу, очень похожие на ваши. Например, вы производите чай — тогда все другие производители чая будут ваши прямыми конкурентами.

Косвенные конкуренты производят продукт, который может заменить ваш — в примере с чаем это будут производители кофе или какао.

Поэтому конкуренты у вас есть в любом случае, даже если вы придумали уникальный-лучший на свете-единственный в своем роде продукт. Например, вы открыли первый в городе клуб виртуальной реальности. Да, аналогичного заведения нет, но клиенты могут пойти на выходных не к вам, а на квест или в зал с игровыми автоматами.

  1. Поиск в интернете.
  2. Опрос клиентов.
  3. Отраслевые рейтинги.
  4. Социальные сети.

Последний пункт особенно актуален для малого бизнеса. Такие компании часто не создают собственный сайт, а ограничиваются лишь страницами в соцсетях. Их можно найти прямо в поиске социальной сети.

Поиск и анализ конкурентов в соцсетях

Большой недостаток метода — если в названии сообщества конкурента не указан вид деятельности или город, вы его упустите. Найти эти компании можно с помощью парсера по ключевым словам.

1. Соберите ключевые слова, релевантные вашему бизнесу.
Например, «Торт на заказ», «Торты в Липецке» и т. д.

Поиск конкурентов с помощью парсеров

2. Загрузите их в любой парсер для ВКонтакте, в раздел «Новости». Например, в TargetHunter функция доступна бесплатно.
Инструмент найдет все записи с нужными фразами и сообщества, где они опубликованы.

Выберете для анализа 1-3 главных конкурентов и 3-7 обычных.


Критерии анализа

Определите критерии оценки конкурентов в социальных сетях. Критерии бывают количественные (то есть, измеримые) и качественные.

Три блока оценки конкурентов в социальных сетях:

Анализ контента и ведения сообщества

  • Регулярность публикации постов.
  • Темы постов.
  • Тональность коммуникации.
  • Иллюстрации и фотографии (качество, уникальность).
  • Работа с контентом от подписчиков.
  • Конкурсы и другие активации.


Анализ продвижения

  • Таргетированная реклама.
  • Посевы в тематических сообществах.
  • Работа с блогерами.
  • Вирусные публикации.


Анализ коммуникации

  • Общение в личных сообщениях сообщества.
  • Общение в комментариях.
  • Скорость ответа.
  • Тональность коммуникации.

Подготовьте табличку, куда внесете данные анализа конкурентов для сравнения. Или используйте наш шаблон. Скопируйте его на свой Google-диск и оставьте нужные вам критерии.

Шаблон оценки конкурентов в социальных сетях

Анализ контента конкурентов

На этом этапе мы проанализируем темы постов, тональность коммуникации, отработку инфоповодов, частоту постинга и качество контента.

Темы, рубрики и «голос» бренда можно определить при тщательном изучении материалов.

С количественными же показателями работа вручную займет много времени, так что подготовьте инструмент для анализа контента сообщества.

Найдите в Popsters.ru нужную страницу и определите временной диапазон.

Сводная таблица с результатами анализа контента конкурентов


В выгрузке вы увидите:

  • ERpost.
  • ERday.
  • Количество постов.

И другие параметры.

Разделите количество публикаций на количество дней, за которые проводился анализ — так вы поймете частоту постинга.
Количество лайков и комментариев покажет активность в сообществе.

Popsters найдет самые популярные посты — по количеству лайков, комментариев или по коэффициенту вовлечения. Эти данные помогут понять, какие темы работают у конкурента лучше всего, для разработки вашей SMM-стратегии.

Также можно проанализировать длину текста, время и дни недели публикации материалов и десятки других характеристик.

Внесите полученные данные о каждом конкуренте в таблицу с конкурентным анализом.

Анализ сайтов и трафика конкурентов

Узнайте, насколько активно конкуренты используют соцсети для получения трафика на сайт. Используйте для этого SimilarWeb. Инструмент определит источники переходов на сайт, в том числе и поисковые системы.

Анализ сайтов конкурентов, а также источников трафика

Например, на сайт гипермаркета мебели Hoff больше всего посетителей приходит из ВКонтакте и YouTube.

Анализ рекламы конкурентов

Подсмотрите объявления таргетированной рекламы конкурентов:

В Facebook зайдите на страницу компании, найдите в левом меню пункт «Информация и реклама». Вы увидите все рекламные посты и Instagram Stories, запущенные от имени этой страницы.

Как сделать анализ рекламы конкурентов


Найдите промопосты конкурентов, опубликованные ВКонтакте, с помощью парсера. Инструменты находят скрытые записи (те, что не опубликованы на стене сообществ) по id.

Увидеть тексто-графические блоки конкурентов можно в сервисе publer. pro — введите в поиске ссылку на сайт, и инструмент найдет все рекламные объявления, ведущие на эту страницу.
Здесь же вы найдете рекламу в группах ВКонтакте, вместе с датами размещения и рекламным постом, даже если он уже был удален.


Если конкурент работает с блогерами в Instagram (здесь о том, как стать успешным блоггером), вы найдете посты в разделе отметок аккаунта конкурента. Правда, отследить рекламу в Stories таким образом не получится.

Анализ коммуникации

Оцените общение с аудиторией — возможные способы коммуникации, скорость ответа и полезность. 

Проверьте все каналы коммуникации конкурента в соцсетях:

  • Чат-боты и личные сообщения.
  • Ответы в комментариях.
  • Ответы в «Обсуждениях» ВКонтакте (если они включены).
  • Ответы на упоминания бренда вне его собственных страниц (например, в личных аккаунтах пользователей).

Анализ коммуникации в соцсетях

Пример анализа коммуникации службы поддержки

Для отслеживания упоминаний конкурента на страницах пользователей используйте сервисы мониторинга — YouScan, Babkee и другие, в зависимости от вашего бюджета.

Анализ тональности коммуникации

Тонализ коммуникации – это стиль общения компании, язык бренда. Чтобы оценить тональность коммуникации конкурента, ответьте на несколько вопросов:

  1. Обращение к пользователю на "Ты" или на "Вы"?
  2. Бренд говорит с клиентом как родитель (учит, предостерегает), как взрослый (на равных, с юмором) или как ребенок (инфантильно, заигрывающе)?
  3. Используется ли юмор? На какие темы шутит бренд?
  4. Одинаково ли бренд общается на разных площадках или коммуникация в разных соцсетях различается?


После сбора материалов заполните таблицу по шаблону. Выделите сильные и слабые стороны конкурентов – например, составьте простой SWOT-анализ.

Эта информация в сочетании с данными аналитики и статистики соцсетей в наглядном виде, дадут больше понимания о конкурентной среде.

 Выделите идеи и подходы, которые можно применить и в вашем сообществе.