Психология потребления контента в социальных сетях

Потребление контента пользователями

Почему мы можем потратить часы в новостной ленте? И какой контент все же привлечет внимание пользователей? Мы собрали ответы из психологии исследований социальных сетей и постараемся разобраться, что же влияет на потребление контента пользователями.

Начните с себя: представьте, как вы листаете ленту в Фейсбуке. Предположим, что мы делаем это одинаково: вы долго листаете фид, пока не найдете что-то, что привлечет ваше внимание. Причем произойдет это почти мгновенно: вы не успеете проанализировать, чем зацепил ваш конкретный пост.
 

Психология поведения

Для понимания пользовательского поведения можно обратиться к психологии. Кем бы ни был по роду деятельности ваш пользователь, он все равно в большей или меньшей степени подвержен общим для людей факторам.

Люди любят игры

Новости и профессиональная литература полезны, но человек в любом возрасте любит «играть». Сделать это на работе невозможно, да и вообще взрослая жизнь не располагает. Как выглядят взрослые игры? В социальных сетях это тесты. Простые, немного глупые и точно бессмысленные: кто вы из персонажей сериала, какую книгу вам стоит прочитать следующей, как выглядит ваше идеальное путешествие...

Творчество в повседневной жизни

Почему видео, снятые на камеру телефона, становятся популярны? Людям нравится думать, что они тоже так могут. Особенно если речь идет о спонтанном проявлении творчества: вот не примечательная школьница сидит в своей комнате, но вот она начинает петь — и петь по-настоящему хорошо. Аудитории нравятся простые истории о простых людях — таких же, как они сами.

 

Потребление контента с разных устройств

 

Исследования социальных медиа

На вопрос, как люди выбирают материал для чтения в новостной ленте, отвечает исследование от Mail.ru и «Медиатора». Авторы выделяют причины выбора материала:

  • он совпадает с интересами пользователя,
  • он составляет повестку дня,
  • он смешной или пугающий.

Вы также можете с помощью Popsters проанализировать контент и посмотреть статистику группы Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, Одноклассников и дргих социальных сетей.

Пользователи обращают внимание на разные факторы при выборе материала:

  • Автор поста: публикации от определенных авторов участники исследования открывали чаще.
  • По сообществу: как и в случае с автором, источник информации играл важное значение. Это работает и в обратную сторону: записи от некоторых сообществ пользователи игнорировали.
  • По изображениям: картинки, видео и гифки привлекают внимание пользователей. Большое значение это имеет при быстром пролистывании ленты.

 Выбор контента пользователями

 

Когнитивные искажения в коммуникации

Одна из самых интересных тем в изучении потребления контента — когнитивные искажения. Это систематические отклонения в поведении, восприятии и мышлении. Они возникают из-за предубеждений, стереотипов, эмоциональных причин или под воздействием социальных факторов.

 

Полный список когнитивный искажений включает около сотен пунктов. Рассмотрим самые значимые для потребления контента в социальных сетях.

  1. Эффект превосходства картинки. Изображения понятнее для людей, чем простой текст.

  2. Люди ищут и интерпритируют информацию таким образом, чтобы подтвердить уже имеющиеся у них знания.

  3. Эффект изоляции (эффект Ресторфф). Объект, который выделяется среди прочих, запоминается лучше других.

  4. Профессиональная деформация. Человек смотрит на вещи так, как это принято в его профессии, игнорируя общую точку зрения.

  5. Уклон в сторону поиска информации. Человек ищет информацию даже если в текущей ситуации она не повлияет на действия.

  6. Эффект знакомства с объектом. Люди отдают предпочтение некоторым объектом (в социальных сетях: авторам, сообществам) только потому что они знакомы с ним.

  7. Эффект Барнума (эффект Форера). Человек соглашается с точностью описания своей личности, как будто написанной специально для него, хотя на деле относящейся к широкому кругу людей. Этот эффект объясняет популярность гороскопов и тестов на типы личности.

  8. Систематическая ошибка внимания. Если человек часто думает о какой-то теме, он будет обращать больше внимания на все материалы, связанные с ней.

  9. Иллюзия частоты (феномен Баадера-Майнхофа). После знакомства с новой информацией или предметом человеку кажется, что информация о ней появляется везде.

  10. Эффект самореференции. Люди лучше запоминают информацию, которая связана с ними лично. Эффект может проявляться по-разному: человек лучше запоминает информацию, которая касается его самого. В рекламе лучше запоминается информация, которую рассказывают люди, похожие на самого слушателя.

Анализируя поведение своей аудитории и разрабатывая для контент-стратегию, не забывайте, что ваше поведение тоже объясняется многими теориями. В конце концов, даже про это есть когнитивное искажение: мертвая зона. Склонность считать, что другие подвержены большему числу искажений, чем вы сами.

 

Полезные статьи на похожую тему: