Обновлено

Социальные сети, про которые все забыли

В интернете изменения происходят так быстро, что тренды могут появиться и исчезнуть быстрее, чем мы успеем сказать "селфи". Сегодняшний хит может стать завтрашним прошлым. Хайп на соцсети — это пример, когда популярность и влияние мгновенно меняются, и это уже часть нашей жизни.

Многие соцсети сегодня быстро врываются, привлекая миллионы пользователей и создавая настоящие интернет-феномены. Но как это часто бывает, их популярность приходит и уходит, будто мыльный пузырь. 

В этой статье мы вспомним о тех временах, когда эти соцсети были на пике славы, и разберемся, почему они исчезли так же быстро, как появились, и  рассмотрим, какое влияние они оставили после себя

Clubhouse

Clubhouse - это платформа, главной особенностью которой является возможность участвовать в живых аудиодискуссиях, создавая и присоединяясь к "комнатам" для обсуждения разнообразных тем. Платформа стала популярной благодаря уникальному формату общения и привлекла множество пользователей, включая известных личностей и экспертов. Проще говоря, этот формат похож на подкасты, но в прямом эфире.

Clubhouse был запущен в марте 2020 года и стал доступным только для пользователей iOS. Сначала доступ был ограничен, что создало ощущение ограниченного доступа и привлекло любопытство. Позже, когда доступ стал более широким, соцсеть быстро набрала популярность благодаря множеству дискуссий и бесед, на которых можно было услышать экспертов и знаменитостей.

Clubhouse достиг своего пика популярности в начале 2021 года. В этот период платформа собрала миллионы пользователей и стала объектом широкого внимания. Соцсеть была популярна из-за своего уникального формата. Она предоставляла возможность участвовать в живых дискуссиях и прослушивать разговоры по широкому спектру тем, включая бизнес, технологии, искусство и многие другие. 

Однако, несмотря на начальный успех, Clubhouse столкнулся с рядом проблем. Одной из них было ограничение доступа только для iOS-пользователей, что исключало широкую аудиторию. Также, после того как другие социальные сети начали копировать основные элементы Clubhouse, интерес к ней уменьшился. Беспокойство по вопросам безопасности данных и модерации также сказались на её популярности.

Clubhouse стал образцом того, как соцсеть может взорвать интернет и стать мгновенным хитом. Он также послужил примером того, как быстро новые платформы могут прийти и быстро погаснуть. Поэтому, когда другие социальные сети начинают приобретать популярность, их сравнивают с Clubhouse, как с эталоном временной славы.

Сервис, несомненно, оставил свой след в истории социальных сетей, однако он также служит уроком о том, насколько быстро интернет может изменяться и как важно сохранять актуальность, чтобы привлекать и удерживать пользователей в нашем быстром цифровом мире.

Threads

Threads - это приложение для обмена сообщениями, разработанное компанией Meta*. Это приложение было разработано как дополнение к Instagram* и предназначено для удобного общения и обмена контентом внутри вашего ближнего круга друзей и родственников, но на практике, его цели оказались несколько иными.

Основная идея Threads заключается в создании пространства, в котором вы можете делиться моментами из своей жизни с выбранными людьми, и при этом сокращать "шум" социальных сетей, обеспечивая некий уровень анонимности и отсутствие цензуры.

После запуска приложения Threads от Meta*, оно зарегистрировало более 100 миллионов пользователей за всего пять дней. Этот рекорд сделал Threads самым быстрорастущим приложением в истории. Предыдущий рекорд принадлежал ChatGPT, но для того, чтобы набрать такое количество пользователей, ChatGPT потребовалось два месяца.

Популярность Threads можно объяснить тем, что пользователи могли зарегистрироваться в приложении через свои аккаунты в Instagram*, которыми также владеет Meta*. Threads сохраняли данные профилей пользователей, включая их имена и списки подписчиков. Учитывая, что в Instagram* более двух миллиардов активных пользователей, это стало значительным стимулом для популяризации Threads.

Также стоит отметить, что запуск Threads произошел в момент, когда Илон Маск приобрел Twitter и добавил Twitter Premium, что вызвало критику со стороны пользователей. Этот контекст также способствовал популярности Threads.

Однако, спустя месяц после запуска, популярность Threads начала стремительно падать. Количество активных пользователей упало почти на 70%, со 100 миллионов до 13 миллионов. Время, проведенное пользователями в приложении, сократилось с 19 минут в среднем до четырех минут.

Причины провала Threads были разнообразными, включая ограниченный функционал, строгие правила, падение интереса пользователей Twitter, ограниченную внутреннюю аналитику и другие факторы. В итоге, появилось впечатление, что приложение было выпущено спешно и недоработано. Threads также не смогла привлечь пользователей Twitter, укоренившихся в этой соцсети.

Этот кейс с Threads показал, что важно не только привлекать аудиторию, но и удерживать её, особенно в быстрых и конкурентных условиях.

MySpace

MySpace - это одна из самых известных и первых социальных сетей, которая достигла своего пика популярности в начале и середине 2000-х годов.

MySpace достиг пика своей популярности в период с 2005 по 2008 годы. В этот момент MySpace была самой популярной социальной сетью в мире и считалась главным конкурентом другой популярной платформы - Facebook. В 2006 году, MySpace была самой посещаемой веб-страницей в Соединенных Штатах, обогнав даже Google.

MySpace привлекла миллионы пользователей в те годы. Она предоставляла возможность создания персональных профилей, где пользователи могли делиться информацией о себе, фотографиями, музыкой и видео. Это давало возможность людям выразить свою индивидуальность и общаться с друзьями и незнакомцами в виртуальном мире.

MySpace была особенно популярна среди молодежи и музыкантов. Музыканты могли создавать музыкальные профили и делиться своей музыкой с широкой аудиторией. Это дало толчок для роста музыкальных карьер многих артистов, таких как Arctic Monkeys и Lily Allen.

MySpace оказала значительное влияние на интернет. Платформа помогла независимым музыкантам и группам продвигать свою музыку и создавать лояльную аудиторию. Кроме того, MySpace стала эталоном для многих социальных сетей, которые последовали за ней.

Несмотря на свою огромную популярность, MySpace столкнулась с рядом проблем, которые в итоге привели к её упадку. Важнейшей из них было нарушение конфиденциальности данных и спам на платформе, что вызвало отток пользователей. Кроме того, Facebook* стала более удобной и безопасной альтернативой, привлекая многих пользователей, в то время как MySpace сохраняла устаревший дизайн и интерфейс.

Также влияние музыкальной индустрии было двойственным. Если MySpace способствовала успешному продвижению некоторых музыкантов, то в этот же момент она столкнулась с проблемами владения правами на музыку и нарушением авторских прав.

Как следствие, MySpace постепенно утратила свою аудиторию и значимость. В 2011 году компания была продана, и со временем она ушла в прошлое, оставив место для и актуальных современных социальных сетей. MySpace стала архивом музыкальной и интернет-истории, напоминая о временах, когда она была "королевой" социальных сетей.

Vine

Vine - это платформа для обмена видео, которая пользовалась большой популярностью в первой половине 2010-х годов. 

Vine достигла пика своей популярности в период с 2013 по 2014 годы. Это было время, когда короткие видеозаписи продолжительностью всего шесть секунд стали массовым явлением и получили огромную популярность.

Vine позволяла пользователям создавать шуточные и творческие короткие видеоролики, известные как "вайны." Эти видео можно было легко снимать и редактировать непосредственно в приложении. Краткость формата вынуждала пользователей быть креативными и выражать свои идеи в ограниченном пространстве времени.

Vine стала популярной благодаря своей простоте и способности мгновенно привлекать внимание. Множество забавных и творческих вайнов были вирусными и привлекли миллионы подписчиков.

Vine оказала огромное влияние на культуру интернета. Она стала площадкой для многих талантливых видеоблогеров и комиков, многие из которых позднее стали успешными в YouTube и других социальных сетях. Короткие видео-форматы также стали стандартом для многих других социальных сетей, таких как Instagram* и TikTok.

Несмотря на свою огромную популярность, Vine столкнулась с рядом факторов, которые привели к её закрытию в 2016 году. Один из основных факторов был конкуренция со стороны других платформ, таких как Instagram* и Snapchat, которые также начали поддерживать видеоконтент. Кроме того, Vine имела проблемы с монетизацией, что привело к оттоку талантливых создателей контента. Таким образом, платформа потеряла свою привлекательность как для пользователей, так и для создателей контента.

В итоге, Vine была приобретена Twitter, но через несколько месяцев, после нескольких неудачных попыток её реанимации, была закрыта. Она осталась в памяти как источник креативных видеозаписей и место, где многие начинающие видеоблогеры получили свой старт, но, к сожалению, не смогла противостоять конкуренции и изменениям в мире социальных сетей.

LiveJournal

LiveJournal (LJ) - это блоговая платформа и социальная сеть, которая пользовалась значительной популярностью в период с начала 2000-х до середины 2010-х годов. В это время это была одна из самых популярных платформ для блогов и социальных взаимодействий в мире.

LiveJournal привлекла множество пользователей благодаря своей уникальной концепции. Пользователи могли создавать свои собственные блоги, в которых публиковали личные записи, рассказы, фотографии и другой контент. Эти блоги были доступны для чтения другим пользователям, которые могли подписываться на блоги, оставлять комментарии и обмениваться сообщениями.

LiveJournal стала популярной как платформа для обсуждения различных тем и создания сообществ. Пользователи могли объединяться в сообщества по интересам, где обсуждались разные темы, от литературы до технических вопросов. Это создавало уникальное пространство для дискуссий и общения.

LiveJournal оказала огромное влияние на интернет-культуру и активно использовалась для обсуждения событий и политических вопросов. Многие блогеры стали известными благодаря своим записям на LiveJournal. Платформа также стала важным инструментом для публикации и обсуждения художественной и литературной работы.

Платформа столкнулась с рядом проблем, которые привели к её постепенному упадку. Одной из основных проблем было изменение собственности и управления. В 2005 году компания Six Apart купила LiveJournal, и изменения внесли некоторые ограничения и недовольство среди пользователей. Это вызвало отток аудитории.

Кроме того, изменение в интернет-культуре и появление более многочисленных и удобных социальных сетей, таких как Facebook* и Twitter, привело к снижению активности на LiveJournal. Многие пользователи перешли на более современные соцсети, оставив свои старые блоги.

Также стоит упомянуть, что изменения в законодательстве, связанные с регулированием контента и конфиденциальностью, оказали влияние на общую атмосферу LiveJournal. Эти изменения привели к тому, что многие пользователи пересмотрели свои отношения с платформой.

В итоге, LiveJournal осталась памятью о золотой эре блогосферы, но потеряла свою популярность и значимость в современном интернете.

Nimses

Nimses - это стартап и социальная сеть, которая привлекла внимание в 2017 году своим непривычным подходоми монетизацией контента. Nimses достигла пика своей популярности в начале и середине 2017 года. В этот период она привлекла внимание множества пользователей, в основном из стран СНГ.

Nimses привлекла пользователей, предлагая уникальную концепцию. Основной идеей было превращение времени, проведенного в приложении, в цифровую валюту, называемую "нимсами." Пользователи могли накапливать нимсы за каждую минуту, проведенную в приложении, и затем тратить их на различные товары и услуги, а также обменивать между собой. Это создавало интересный стимул для активного использования приложения.

Популярность Nimses была обусловлена не только возможностью заработка цифровой валюты, но и социальными возможностями. Пользователи могли общаться внутри платформы, создавать собственные сообщества и даже публиковать свой контент. Это сделало приложение аттрактивным как для тех, кто искал возможность заработка, так и для тех, кто хотел общаться и делиться интересами.

Популярность Nimses быстро угасла, и приложение столкнулось с рядом проблем. Во-первых, модель монетизации, основанная на нимсах, вызвала сомнения и критику со стороны пользователей и экспертов. Были сомнения в возможности обмена нимсов на реальные деньги, и многие пользователи остались недовольными результатами своих усилий в приложении.

Кроме того, Nimses столкнулась с вопросами конфиденциальности данных. Пользователям приходилось предоставлять доступ к разнообразной личной информации, что вызывало опасения в отношении безопасности и использования данных.

В итоге, Nimses не смогла удержать свою аудиторию и конкурировать с другими популярными социальными сетями. В 2019 году приложение было закрыто, и оно осталось в памяти как один из краткосрочных экспериментов.

Google Plus

Google+ (Google Plus) - это социальная сеть, запущенная компанией Google в июне 2011 года. Несмотря на свой потенциал и связь с таким крупным игроком, как Google, соцсеть столкнулась с некоторыми проблемами и не смогла долго удерживать популярность.

Google+ достигла пика своей популярности в первые месяцы после своего запуска в 2011 году. В начале этого периода множество пользователей зарегистрировались на платформе, привлекаясь возможностью объединяться в круги (Circles) для группировки друзей и контента.

Google+ пытался привлечь пользователей, предоставляя инструменты для более гибкого управления контентом и приватностью. Одной из ключевых особенностей были "круги", которые позволяли пользователям группировать своих друзей и подписчиков, чтобы выбирать, с кем они делятся конкретным контентом.

На пике своей популярности, Google+ собрала миллионы пользователей, и многие видели её как потенциального конкурента Facebook*. Платформа предоставляла интеграцию с другими Google-сервисами, такими как Gmail и YouTube, что делало использование Google+ более удобным для пользователей, уже знакомых с экосистемой Google.

Google+ оказала огромное влияние на Google как компанию. Эта социальная сеть способствовала интеграции многих продуктов Google и улучшению их социальных функций.

Несмотря на свой быстрый старт, Google+ столкнулась с рядом проблем, которые привели к её постепенному упадку:

  1. Нехватка активности: Множество зарегистрированных пользователей на Google+ оказались неактивными. Многие создали аккаунты, например специально для YouTube, но не взаимодействовали с соцсетью или не публиковали контент.

  2. Сложность использования: Для многих пользователей Google+ казалась менее интуитивной и сложноразбираемой по сравнению с конкурентами.

  3. Отсутствие уникальных особенностей: В то время как Google+ предоставляла ряд интересных функций, многие из них были скопированы из других социальных сетей, и платформа не предложила ничего действительно уникального.

  4. Проблемы конфиденциальности и безопасности: Google+ также столкнулась с вопросами конфиденциальности данных и утечками информации, что подорвало доверие пользователей.

В итоге, Google+ не смогла конкурировать с Facebook* и Twitter и оказалась на позиции аутсайдера. В 2019 году Google объявил о закрытии Google+ из-за слабого пользовательского интереса и проблем с безопасностью данных. Google+ осталась в истории как пример амбициозной попытки Google войти на рынок социальных сетей.

Periscope

Periscope была социальной платформой для стриминга видео в реальном времени, позволяющей пользователям транслировать собственные видео-потоки и взаимодействовать с аудиторией. 

Periscope был запущен в марте 2015 года и быстро стал одной из самых популярных платформ для видео-стриминга. Он получила большое внимание и популярность среди блогеров, журналистов и обычных пользователей.

Periscope привлекал пользователей своей простотой использования. Пользователи могли легко создавать прямые трансляции прямо с мобильных устройств, а зрители могли присоединяться, смотреть и комментировать их в реальном времени.

Periscop стала популярной в сферах журналистики и медиа, так как она позволяла журналистам быстро реагировать на события и транслировать их в реальном времени. Также платформа стала популярной среди блогеров и влиятельных личностей, которые использовали её для общения с фанатами и создания интерактивного контента. Ну и конечно же среди обычных пользователей.

Periscope оказала влияние на интернет-культуру, акцентируя внимание на видео-стриминге и живом вещании. Она стимулировала обсуждение вопросов связанных с прямым видео-вещанием и интерактивностью с аудиторией. Популярность Periscope также способствовала развитию подобных платформ, таких как Facebook* Live и Instagram* Live.

Несмотря на свою популярность и влияние, Periscope столкнулась с рядом проблем, которые привели к её упадку и исчезновению. Periscope столкнулся с жесткой конкуренцией. Большие социальные сети имели большую базу пользователей и большие ресурсы для развития стриминговых функций.

Periscope иногда страдал от технических неполадок, таких как задержки в трансляциях и проблемы с качеством видео. Это ухудшило опыт пользователей. С течением времени интересы пользователей в изменяются, и онлайн в сервисе сильно упал.

В итоге, в марте 2021 года Twitter объявил о закрытии Periscope. Платформа осталась в памяти как одна из первых успешных социальных платформ для прямых трансляций, но не смогла удержать свою аудиторию в условиях жесткой конкуренции и изменяющихся интересов.

Foursquare

Foursquare - это платформа, сфокусированная на геолокации и рекомендациях мест для посещения. Foursquare была запущена в марте 2009 года и быстро привлекла внимание пользователей и медиа. Она достигла своего пика популярности в начале 2010-х годов.

Foursquare привлекала пользователей своим уникальным подходом к геолокации. Пользователи могли "регистрироваться" в различных местах, таким образом, обмениваясь своими местоположениями с друзьями и получая рекомендации о местах для посещения в их окрестностях.

Платформа стала популярной благодаря геймификации. Пользователи зарабатывали бейджи и награды за посещение различных мест и выполняли разнообразные задания. Она также предоставляла отзывы и рейтинги мест, что позволяло пользователям делиться своим опытом и рекомендациями.

Foursquare оказала влияние на понимание того, как социальные сети могут интегрировать геолокацию. Она способствовала развитию понятия "локация-основанных услуг" (location-based services) и вдохновила другие приложения, такие как Swarm (продукт Foursquare) и Yelp, развиваться в этой области. Ну и не забываем про популярность Pokemon GO.

Несмотря на свой успех, Foursquare столкнулась с рядом проблем, которые привели к её упадку и изменению стратегии. Foursquare пережила переход от своей оригинальной игровой концепции к более фокусированному на местных рекомендациях и маркетинге. Это привело к изменению опыта пользователей и утрате интереса к платформе.

Конкуренция в области локационных сервисов усилилась с появлением других популярных приложений, таких как Google Maps и Yelp. Это снизило уникальность Foursquare и заставило пользователей переключиться на другие платформы.

Построение прибыльной модели бизнеса было сложной задачей для Foursquare, и платформа столкнулась с финансовыми трудностями. С течением времени, Foursquare не смогла адаптироваться.

В результате Foursquare пережила ряд изменений и сократила свои амбиции в сфере социальных сетей. Несмотря на это, она осталась в истории как одна из первых успешных платформ для геолокационных рекомендаций и игровых элементов.

Bebo

Bebo - это социальная сеть, которая достигла популярности в начале 2000-х годов, особенно в 2007 году и среди молодежи. В это время она была одной из самых популярных социальных сетей в Великобритании и Ирландии, и она также имела значительную аудиторию в Соединенных Штатах.

Bebo привлекла пользователей своим акцентом на социальном взаимодействии и возможностью создавать персональные профили. Она предоставляла инструменты для обмена сообщениями, создания фотоальбомов и блогов. Пользователи могли также выражать свой статус и интересы на своей странице.

Bebo стала особенно популярной среди подростков и молодежи. Она предоставляла платформу для создания и поддержания связей с друзьями и знакомыми, а также для общения в онлайн-сообществах. Многие пользователи находили Bebo удобной и простой в использовании.

Bebo оказала влияние на интернет-культуру того времени, включая музыку и развлекательный контент. Многие музыканты и артисты использовали Bebo для продвижения своей музыки и создания сообществ вокруг своих фанатов. Кроме того, Bebo стала популярной платформой для обмена фотографиями и сообщениями.

Bebo столкнулась с несколькими проблемами, которые привели к её упадку и почти полному исчезновению: конкуренция, проблема с безопасностью, частые изменения владельцев, смена интересов аудитории.

В 2008 году Bebo была продана компании AOL за 850 миллионов долларов. Однако, несмотря на большие инвестиции, AOL столкнулась с трудностями в управлении этой социальной сетью. Фактически, их неспособность эффективно управлять платформой привела к тому, что Bebo была продана всего за 10 миллионов долларов всего через два года. В 2013 году the Birches выкупили сеть обратно всего за 1 миллион долларов.

Соцсеть осталась в памяти как одна из первых успешных социальных сетей, но она не смогла выдержать конкуренцию и изменения в интернет-культуре и, в итоге, попросту исчезла, хотя её и называли "новым MySpace".

Вывод

В заключение, многие забытые социальные сети, включая такие как Bebo, Google+, Nimses, и другие, делят схожие причины и обстоятельства, которые привели к их упадку и исчезновению с рынка:

  1. Конкуренция: Постоянно меняющаяся и конкурентная природа сферы социальных сетей означает, что новые и более инновационные платформы появляются с регулярностью, и пользователи часто переключаются на них, оставляя старые привычки в прошлом.

  2. Изменение интересов: Интересы пользователей и их ожидания от социальных сетей меняются со временем. Платформы, которые не могут адаптироваться к этим изменениям, рискуют утратить интерес аудитории.

  3. Проблемы безопасности и конфиденциальности: Вопросы, связанные с безопасностью данных и конфиденциальностью пользователей, могут подорвать доверие к социальной сети и привести к оттоку аудитории.

  4. Управление и стратегия: Неспособность эффективно управлять и развивать социальную сеть может привести к упадку и её последующему исчезновению с рынка.

  5. Изменение владельцев: Частая смена владельцев может привести к изменениям в стратегии и фокусе платформы, что сбивает с толку пользователей и может негативно повлиять на её популярность.

В целом, эти кейсы служат уроком о важности постоянного развития, адаптации к изменениям в интернет-культуре и поддержания высоких стандартов безопасности и конфиденциальности данных, чтобы привлечь и удержать пользователей. Важно не только привлечь аудиторию, но удержать её.

* - принадлежит Meta. Признана экстремистской организацией в РФ

Попробуйте бесплатный пробный тариф Popsters чтобы получить статистику активности до 10 любых страниц в следующие 7 дней

Попробовать бесплатно