Особенности маркетинга в Японии

Какие ассоциации приходят вам в голову, когда вы слышите словосочетание "японский маркетинг"? Вероятно, это странная японская реклама по ТВ и яркие светящиеся огни. Однако, это не совсем так. В Японии находится большое количество мировых компаний-гигантов, славу которым принесла удачная маркетинговая кампания. Например, Mazda, Nissan, Toyota, Sony, Yamaha, Nintendo, Hitachi и т.д. Также в Японии находятся известные и крупнейшие рекламные агентства, такие как Dentsu и Hakuhodo.
Каждая компания стремится к развитию и нововведениям, поэтому зачастую предприниматели пользуются повторением бизнес-моделей, что кстати очень распространено в Японии. Поэтому мы предлагаем прочитать эту статью об особенностях маркетинга в стране восходящего солнца и почерпнуть для себя что-то интересное и полезное.
Немного статистики
По данным Bloomberg, Япония является третьим по величине рынком в мире, на который приходится около 10% мировой экономики. По состоянию на март 2021 года японские акции стали самым прибыльным фондовым рынком в Азии . Страна превзошла Тайвань, став крупнейшим рынком Азии в 2021 году.
Однако многим иностранным компаниям сложно выйти на рынок Японии. В традиционном японском маркетинге и рекламе есть определенные сложности, требующие глубоких знаний местных особенностей.
Общий обзор использования цифровых и онлайн-медиа в Японии:
Исходя из данных, прогнозируется, что ежегодные расходы на цифровую рекламу будут расти, и многие компании планируют выйти на онлайн-рынок в Японии.
Ожидается, что расходы на рекламу на рынке цифровой рекламы достигнут 17 266 миллионов долларов в 2021 году. Поисковая реклама является крупнейшим сегментом рынка с прогнозируемым объемом рынка в 6 737 миллионов долларов
Япония может немного отставать от остального мира, когда речь идет о цифровом маркетинге, но, согласно последним данным, времена в Стране восходящего солнца изменились. Глобальный переход на цифровые технологии подчеркнул значительный рост цифрового маркетинга в стране.
Даже традиционные компании в стране начали переходить на цифровые подписи. Поэтому ожидается, что в последующие годы некоторые изменения и тенденции сохранятся.
Успешный кейс маркетинга в Японии
KFC и Рождество
В Японии мало христиан, однако люди все равно любят Рождество за уютную атмосферу и красоту. Одним из символов Рождества в Японии стала компания KFC. В Европе и западных странах на Рождество принято есть индейку, но в Японии эту птицу найти тяжело, и тут приходит реклама 1974 года от KFC с призывом полакомиться курицей (ведь она тоже птица) на праздник.
С тех пор, еда из KFC стала традиционной рождественской едой в Японии.
Отличие от западного маркетинга
- “Деятельность по маркетингу в Японии совершенно отлична от принятой на Западе". Н. Судзуки .
Главный принцип западного маркетинга заключается в том, что запросы потребителей хоть и важны, но их следует учитывать для "организационных целей. Для этого используются убеждения, уговаривания и манипуляции. Японский маркетинг - это удовлетворение желаний потребителя на таком же уровне, как сам производитель удовлетворял бы свои желания. То есть, в отличие от уговоров и убеждений, в Японии ценится служение покупателю через товары и услуги.
Маркетологи в Японии изучают потребности и желания покупателей, но создают не те товары, которые клиентам нужны сейчас, а те, что они захотят в ближайшем будущем. Большинство японских компаний-лидеров стали таковыми благодаря тому, что смогли уловить запросы потребителя раньше, глубже и полнее, чем он сам, а затем предложить ему действительно жизненно необходимые товары и услуги, о существовании которых он до появления их на рынке и не подозревал.
Безумные идеи японской рекламы
Японский маркетинг широко известен своим креативом и шок-контентом. Неподготовленному обывателю сложно понять такую рекламу, но тот факт, что он будет еще долго обсуждать её и скидывать друзьям - остается фактом.
В рекламе японцы часто используют яркие и насыщенные цвета, которые бросаются в глаза. Яркие и кислотные цвета вообще считаются роскошью. Действует просто правило: чем ярче реклама, тем лучше продукт. Также японцы любят уклон в фантазийность и мультяшность, надевают парики, необычную одежду и абстрагируются от негатива.
Рассмотрим примеры:
Работает ли это? Определенно работает! Ролики на YouTube с японской рекламной набирают миллионы просмотров:
Необычный подход всегда впечатляет и оставляет эмоции. Ну а если крупные международные компании хотят впечатлить японский рынок, то подстраиваться под вкусы и специфику - необходимость. Вот пример с Nike и McDonald's:
Необычные товары из Японии
Одним из принципов, которые мы описывали выше, является угадывание желания потребителей. То есть начать продавать то, о чем еще даже не думал покупатель, но эта вещь ему возможно пригодится. В целом, такой подход имеет почти весь азиатский рынок. Давайте рассмотрим несколько примеров:
Носки для стула
Защищают от порчи паркета и скрипа от передвижения стула
Куртка на лямках
Супер зонтик
Подушки для одиноких женщин
Капсульные отели, которые уже стали популярны не только в Японии
Бонус:
Наружная реклама
Одна из особенностей японского маркетинга - наружная реклама. Яркая реклама на улицах уже стала достопримечательностью многих крупных японских городов. В этом деле важно, чтобы реклама вписывалась в дизайн и архитектуру зданий, не мешала и выглядела лишней.
Ну и конечно, любимое - бесплатная туалетная бумага с рекламой:
Японские торговые автоматы
Еще одной особенностью японских улиц являются торговые автоматы. Не нужны работники, продавцы, консультанты, ведь все сделает робот.
Например, продажа куриных яиц:
Бананы:
Цветы:
Манга маркетинг
Поскольку аниме и манга стали неотъемлемой частью японской культуры, их влияние широко ощущается. Некоторые маркетологи даже включают маркетинг манги в свои цифровые стратегии, в первую очередь для достижения более существенного воздействия и привлечения интереса молодежи.
В рекламе в стиле манги есть визуальные эффекты и слова, которые позволяют людям легко понимать и запоминать больше информации.
Многие выросли, используя мангу как основное развлечение, поэтому типичный японский потребитель, скорее всего, будет читать рекламу, в которой присутствует манга.
Что важно для японского потребителя
Низкий уровень доверия. Согласно исследованию Edelman 2020, из 28 стран, Япония занимает 5 и 7 место с самым низким уровнем доверия к бизнес-институтам и СМИ. Результаты того же исследования также показали, что активность проверки информации особенно высока в Японии, а поисковые системы являются наиболее надежным источником информации. Поэтому предприятиям не следует ожидать, что большинство японских потребителей примут маркетинговые сообщения за чистую монету. Скорее всего, клиенты будут проверять информацию в интернете.
Высокая популярность электронной почты. Япония тратит больше времени на электронную почту по сравнению с другими странами. Adobe Campaign специально создала «японские стили» форматов электронной почты для японских мобильных телефонов. Исследования показывают, что японские подписчики ожидают, что с ними свяжутся и сообщат о новостях о продуктах и специальных предложениях. Таким образом, электронный маркетинг остается мощным инструментом в Японии.
Высокие стандарты качества и ожидания в отношении обслуживания. Японцы считаются самыми требовательными покупателями, когда речь идет о качестве. Объяснение этому заключается в том, что оценка качества не ограничивается продуктом, а включает обслуживание в процессе продажи, а также послепродажное обслуживание. Кроме того, японские потребители ценят информацию о бренде, сервис, доставку, упаковку и рекламу как ключевые факторы при оценке качества и принятии решения о покупке. Ориентация на бренд также имеет большое значение
Не теряйтесь в переводе. 99% населения говорит только по-японски. Поэтому перевод веб-сайтов компаний и сообщений в социальных сетях жизненно важен для эффективной передачи сообщений бренда.
Японская локализация может занимать больше времени, чем другие языки, включать больше шагов и стоить дороже. Однако при хорошей подготовке и знании основ проблем можно избежать. На качество возлагаются очень большие надежды. Стандартное требование — отсутствие ошибок.
Японский язык быстро меняется и очень субъективен. Кроме того, стили также специфичны для определенных поколений. Японцы предпочитают изображения и визуальные эффекты, а не длинные тексты. Ожидается красивый макет, который легко читать и понимать.
Качество имеет значение. Даже небольшой дефект или плохая маркировка на вашем продукте, скорее всего, вызовут жалобы у японских покупателей. Японские потребители так много внимания уделяют деталям; следовательно, стоит обеспечить первоклассное качество продукции, чтобы ваши товары или услуги стали хитом в стране.
Красота и эстетика. Кавайи — это японский термин, который означает «милый», а привлекательность — это уникальное, но высоко ценимое эстетическое качество в Японии. Многие компании отдают приоритет эстетически приятному и гармоничному японскому содержанию веб-сайтов, чтобы привлечь потребителей.
Заключение
Япония — это огромный и влиятельный рынок для международных компаний, который постоянно развивается. Однако Япония имеет одни из самые специфичных и отличающихся традиций и особенностей.
Очевидно, что компании, которые хотят расширяться на восток, должны подробно изучить все отличия и особенности маркетинговых подходов, но оно того стоит.
Попробуйте бесплатный пробный тариф Popsters чтобы получить статистику активности до 10 любых страниц в следующие 7 дней
Попробовать бесплатно